Как обучать ребенка шести лет азбуке
Для большинства детей возраст 6 лет является наиболее благоприятным для активного развития познавательных процессов. Но если не учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, обучение азбуке может скорее навредить дошколенку. Предлагаем вам ознакомиться с основными задачами и игровыми приемами формирования у ребенка навыков чтения.
Обучение шестилеток грамоте проводится по аналитико-синтетическому звуковому методу.
Основное - это изучение произношения слов, слышание ребенком звуков и слогов в слове, воспроизведение их в слове и отдельно, обозначение основных звуков после выделения их из слова буквами. И чтение слогов и слов из знакомых букв.
Звуки и буквы усваиваются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности в смысле выделения их из слова, произношения и их изображения. Усвоение ребенком навыков чтения и письма (печатными буквами) идет последовательно по периодам - подготовительный, букварный, послебукварный (заключительный).
Подготовительный период
Цель: формирование звукового и слогового анализа слов.
Задачи:
• Развивать у детей устную речь путем разговоров и бесед по иллюстрациям, научить их отвечать на вопрос не отдельными словами, а полным ответом, научить составлять предложения по картинкам.
• Сформировать умение различать на слух в предложении слова, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье…и т.д.
• Совершенствовать навык деления слов на слоги.
• Научить детей выделять на слух количество звуков в слове, выделять ударный звук в слове, определять его место в слове (начало-средина-конец). При выделении звуков надо называть их правильно без призвука гласной, т.е. «М», а не МЭ, «Р», а не РЭ.
• Познакомить с буквами А-О-У-И-Ы-Э-М-Н-К
• Развивать графомоторные навыки, которые способствуют подготовке руки ребенка к письму (дорожки, контуры предметов, штриховки, раскрашивание, печатание букв в тетради).
Игровые приемы для формирования звукового и слогового анализа слов.
-«волшебная ладошка» - спрятать слово в кулачок и выпускать звуки по порядку, определить сколько звуков в слове, сколько гласных, согласных.
-«играем с фишками» - выложить звуковой домик для слова.
-«звуковая стройка» - работа проводится в тетради в клетку.
• Построить звуковой домик
• Раскрасить комнатки для звуков (гласные- красный, твердые согласные- синий, мягкие согласные – зеленый).
• Записать слогоударные схемы слов.
• Определить ударный слог.
• Записать слово буквами.
|