Весёлая артикуляционная гимнастика
Предлагаем вашему вниманию занимательную артикуляционную гимнастику, которую можно делать вместе с ребенком.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс – 3-5 раз в день по 5-6 минут.
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
2. Хоботок. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Подражаю я слону – губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
3. Улыбка, хоботок. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
4. Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
5. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок! На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
6. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
7. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя. Язычок широкий, гладкий, получается лопатка. И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
8. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек. Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
9. Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий – узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит. Язык – иголочкой потом и потянем остриём.
10. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
11. Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
12. «Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, присасывая его к нёбу. Скок, лошадка! Скок, скок, скок! Цок, копытце! Цок, цок, цок!
13. «Маляр». Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов. Пригласили маляра, потолок белить пора.
14. «Дятел». Постучать кончиком языка в нёбо. Я на дереве сижу, червячка добыть хочу: д-д-д!
15. «Грибок». Пощёлкать языком, присосать к нёбу. Рот открыт, уздечка натянута. К нёбу язычок прижми, челюсть ниже отведи. Посмотри скоре, дружок, вырос в ротике грибок.
16. «Гармошка». Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык. На гармошке я играю, рот пошире открываю. К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
17. «Мотор». Язычок у нас мотор, заводи его шофёр: тр-р-р! |