forex trading logo

Авторизация



Лента новостей

URL ленты не указан.
Рабочая программа учителя-логопеда
09.09.2014 07:33

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 «Родничок»

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 80»
И.Л.Вольская
Приказ № 22 от 03.09.2014

 

Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению
фонетико-фонематических нарушений речи

у детей старшего дошкольного возраста

 

Разработала:
Дьякова Наталья Ильинична
учитель - логопед
МБДОУ «Детский сад №80»

Принято
Протокол педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 80»
№1 от 03.09.2014

 

Введение

     В содержании рабочей программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения, воспитания и развития детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
     Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развити (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская и др.), а также, огромный практический опыт логопедической работы, , обучение детей по коррекционно-развивающим программам, позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устную речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Современное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть воспитанника на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФНР в среду нормально развивающихся сверстников.
     Процесс становления звуковой стороны языка происходит в несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в период до фонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:
гласные – согласные (среди согласных в первую очередь сонорные [Р ], [ Л]
глухие – звонкие,
твердые – мягкие.
     Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее, на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произношении слов ребенком. Характерно использование звуков «заменителей». При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ш] – [ж], сонорных [Р] – [Л], свистящих [с] – [з].
     Фонематическое восприятие всех звуков, по данным Н.Х.Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.
     У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звуковых и слоговых сочетаниях, искаженное произношение звуков. Это отражает диссоциацию между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только практически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.

     Пояснительная записка

     Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под редакцией Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой.
    Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система игр и упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и готовность воспитанников к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.
     Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у детей в подготовительной группе» внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который определен как настоящей программой, так и программой ДОУ, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе.
     Программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у воспитанников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения в сочетании с интенсивным формированием звукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения в рамках кружка «АБВГДЕЙКА».

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

      Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
     Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
     Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
    Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. На несформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
    

Основные направления работы по развитию речи детей:

• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
      По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется решение задач:
• развивать у детей внимание к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• обогащать словарь воспитанников преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, эмоционально-оценочному значению слов;
• воспитывать умения правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
• развивать связанную речь в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
• сформировать элементарные навыки письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия;
• формировать психологическую готовность к обучению в школе, обеспечивающую преемственность со следующей ступенью системы образования.
     Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения являются одним из эффективных способов формирования устной речи детей с Фонетико-фонематическими нарушениями речи.
    В   программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ФФНР, обеспечения эмоциональной вовлеченности в коррекционно-развивающие игры и занятия, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.
    Основной формой обучения и развития детей с ФФНР в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.
    Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными развивающими играми и упражнениями, которые делают их привлекательными, доступными и непринужденными.

Обучение на логопедических занятиях

     Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.
     Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
      Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии (дислалии, ринолалии, дизартрии и др.). На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника - речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизацией его в облегченных фонетических условиях, т.е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
     Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться, адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.
     Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовит воспитанников к усвоению более сложного фонетического материала на фронтальных занятиях.
     Фронтальные занятия предусматривают:
• формирование у воспитанников необходимой готовности к овладению элементарными навыками письма и чтения (звуковой, слоговой и буквенный анализ и синтез);
• получение воспитанниками элементарных навыков письма и чтения;
• формирование графомоторных навыков.
     Таким образом, в подготовительной группе осуществляется работа по формированию элементарных навыков письма и чтения. У воспитанников постепенно формируются навыки звукового анализа в той последовательности, которая была разработана Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, Л.Е.Жуковой:
• установление порядка следования фонем в слове, на основе их правильного произношения и четкого восприятия;
• осознание различной функции фонемы;
• выделение основных фонематических противопоставлений, характерных для русского языка.
     Обязательным методическим условием является формирование элементарных навыков письма и чтения на материале звуков, предварительно отработанных в произношении и соответствующих нормативам русского языка. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, доступными формами звукового и слогового анализа и начального этапа обучения чтению и письму.
     Для того чтобы заложить основы успешного усвоения детьми данных навыков, предусматривается три периода обучения.

Первый период. 
Для подготовки дошкольников к овладению элементарным навыкам письма и чтения необходимо решить задачи:
• подготовить детей к анализу слов;
• сформировать звуковой анализ слов;
• научить слитно, без перебора букв, читать простейшие прямые слоги СГ (С – согласный, Г – гласный). 

Второй и третий период (букварный)
Фронтальные занятия проводятся два раза в неделю, подгрупповые по необходимости.
Характерные особенности так называемого букварного периода обучения:
• усвоение элементарных навыков письма и чтения неразрывно связано с формированием произносительных навыков. Применение устных упражнений, направленных на различение на слух и дифференциацию отдельных звуков, а также на воспитание навыка правильного употребления звуков в речи. Они сочетаются с анализом слов, слоговой состав которых постепенно усложняется;
• соответствие порядка изучения букв, последовательности усвоения детьми правильно произносимых звуков;
• временное распределение изучения букв, обозначающих близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки ([с] – [ш], ([п] – [б] и т.д.);
• временное исключение из первых упражнений букв, обозначающих звуки, близкие к изучаемым;
• включение в материал для чтения в определенной последовательности слова различного слогового состава после устной подготовки;
• акцентирование внимания на понимании детьми читаемых слов, предложений, текстов;
• применение различных форм наглядности, игровых приемов, упражнений;
• осуществление переходов от слогового чтения к слитному и чтению в усложненной ситуации. Совершенствование полученных воспитанниками знаний, умений и навыков.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
• охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
• формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
• создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
• воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
• пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включиться в творческую деятельность.

Рекомендации для воспитателя

     Коммуникативная активность ребенка проявляется во взаимодействии его со взрослым и сверстниками наиболее ярко в игровой деятельности.
    Дошкольников с ФФНР отличает затрудненность в установлении контактов, медленная реакция на действия партнера по общению. Некоторые дети с ФФНР характеризуются стереотипностью способов общения, их однообразием, эмоциональной незрелостью. Воспитателю следует специально создавать ситуации, требующие от ребенка проявления разных форм общения – ситуативно-делового, познавательного, личностного. Следует выявить, когда ребенок проявляет наибольшую активность, заинтересованность, в какой ситуации чувствует себя наиболее свободно. Воспитатель должен демонстрировать образцы общения, вовлекать пассивных детей, поддерживать речевую активность. Взрослый должен побуждать детей к диалогу, поощрять активность, соблюдать педагогический такт.
     Воспитателю необходимо внимательно прислушиваться к речи воспитанников и хорошо знать, над каким звуком работает логопед в данный момент.
     Важно научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять.
   Воспитатель должен следить за четким и правильным произношением воспитанников, так как, помимо общеразвивающих задач, он также реализует задачи коррекционной направленности – осуществляет активное закрепление навыков произношения в свободной речи ребенка.
     Воспитатель осуществляет формирование графомоторных навыков. В сетке часов должно выделяться специальное время для их формирования у воспитанников. Данный процесс включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки.
     В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память. Воспитанники учатся внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других.

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
• учет государственной политики;
• особенности контингента детей и кадрового состава группы;
• учет социального заказа родителей;
• особенности региона

Подготовительную группу посещают дети шестого года жизни с нарушениями речи (ФФНР, ОНР III уровня речевого развития)

Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00 – часовым пребыванием
детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности воспитанников во всех образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к себе, к миру и к другим людям и полностью соответствует требованиям рабочей программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у старших дошкольников.

В групповом помещении представлены следующие развивающие центры:
- «Речецветик»;
- «Наша библиотека»;
- Экологический;
- патриотический;
- математического развития;
- художественного творчества;
- музыкально-театрализованный;
- развития мелкой моторики;
- «Мы играем»;
- «центр ППД»;
- Физкультурно-оздоровительный;
- Информационный.

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие центры, направленные на коррекцию и развитие:
- произношения;
- Физиологического и речевого дыхания;
- Познавательных способностей;
- Зрительного и слухового восприятия;
- Сенсорного развития;
- Тонкой (мелкой) моторики рук;
- На предупреждение дисграфии и дислексии;
- Обучение грамоте;
- Формирование лексики, грамматического строя речи, связной речи.

 Проектирование образовательного процесса

Таблица  1

Модель организации логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей старшей группы


Период

Звуковая сторона речи

Обучение грамоте

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

I период

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Активизация органов артикуляции.

Развитие речевого дыхания.

Уточнение правильного произношения сохранных звуков:

гласные – [а], [у] [и], [о], [э] , [ы], согласные – [м] – [м'],

[н] – [н'], [п] – [п'], [т] – [т'],

[ф] – [ф'], [д] – [д'], [в] – [в'],

[б] – [б'], [к] – [к'], [г] – [г']. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

  • изолированно;
  • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом, произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
  • в словах;
  • в предложениях.

Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей.

Автоматизация поставленных звуков:

  • изолированно;
  • в открытых слогах (звук в ударном слоге);
  • в обратных слогах;
  • в закрытых слогах;
    • в стечении с согласными;
    • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различие односложных и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий «гласный-согласный» звук.

Последовательное знакомство с буквами А – У.

Овладение умением выкладывать из цветных фишек и букв разрезной азбуки слоги.

Читать и писать буквы А – У.

Развитие графомоторных навыков.

II период

Декабрь

Январь

Февраль

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.

Постановка отсутствующих звуков: [л] – [л'], [р] – [р'].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

  • изолированно;
  • в открытых слогах (звук в ударном слоге);
  • в обратных слогах;
  • в закрытых слогах;
  • в стечении с согласными;
  • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся по твердости-мягкости

[м] – [м'],   [н] – [н'],

[п] – [п'],     [т] – [т'],

[к] – [к'],     [ф] – [ф'],

[д] – [д'],     [в] – [в'],

[б] – [б'],     [г] – [г'];

  • по глухости-звонкости:

[п] – [б], [к] – [г], [т] – [д];

а также:

  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

  • дифференцируемые звуки;
  • определенный заданный звук.

На этом же материале:

  • определение места звука в слове;
  • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
  • осуществление анализа и синтеза прямого слог;
  • выделение согласного звука в начале слова;
  • выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями «твердый - мягкий звук» и «глухой – звонкий».

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в собственной и чужой речи.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

  • по твердости-мягкости

     [м] – [м'],   [н] – [н'],

       [п] – [п'],   [т] – [т'],

      [к] – [к'],   [ф] – [ф'],

       [д] – [д'],   [в] – [в'],

       [б] – [б'],   [г] – [г'];

  • по глухости-звонкости

[п] – [б], [к] – [г], [т] – [д];

  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах;
  • составление предложений с определенным словом;
  • анализ двусловного предложения;
  • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Последовательное знакомство с буквами О – Ы – И – М – Н.

Формирование навыка чтения слогов.

Выкладывание из цветных фишек и букв разрезной азбуки прямых и обратных слогов

Чтение и письмо обратных и прямых слогов:

«АМ», «ИН»,

«МА», «НИ».

Преобразование слогов их чтение и письмо.

III период

Март

Апрель

Май

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с ] – [ш ], [з ] – [ж ];
  • [р] – [л];
  • в прямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечением трех согласных;
  • в словах и фразах;
  • в стихах и коротких текстах;
  • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука и слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

(М – А – К),   - МАК

Последовательное знакомство с буквами :

Э – К – Т

Выкладывание из цветных фишек и букв разрезной азбуки, чтение и письмо обратных слогов

«ЭК», «ЭТ», «УК», «ИТ».

Выкладывание из   букв разрезной азбуки, чтение и письмо прямых слогов:

«КЭ», «ТЭ»,

«КИ», «ТИ».

Преобразование слогов их чтение и письмо.

Выкладывание из букв, чтение и письмо слов типа:

МАК – КОТ – КИТ – ОНИ

  Таблица № 2

Модель организации логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у детей подготовительной группы

 

Период

Произношение

Звукобуквенный анализ слов

Формирование начальных

навыков чтения и письма

I период

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Индивидуальные и под-

групповые занятия

Постановка и первоначальное закрепление звуков

[к ], [к‘], [х], [х‘], [j], [ы],

[с], [с‘], [з], [з‘], [л], [л‘],

[ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными плана-

ми занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

3. Формирование грамматически правильной речи.

Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонетического восприятия).

Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка, окна), последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных (АИ, УИА).

Анализ и синтез обратных слогов, например «АТ», «ИТ»; выделение последнего согласного из слов («МАК», «КОТ»).

Выделение слогообразующего

гласного в позиции после согласного из слов, например: «КОМ», «КНУТ».

Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов («ТА», «МИ») и слов: «СУП», «КИТ» (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме).

Последовательное знакомство с буквами: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы. И, М, Н, К, Г, на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков.

Выкладывание из цветных фишек и букв разрезной азбуки, чтение и письмо обратных слогов: «АМ», «ЮМ».

Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: «НА», «НЯ» с ориентировкой на гласную букву.

Преобразование слогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки слов. Их чтение и письмо.

«МАК», «ЯМА», «КИНО» и т.п.

Постепенное усвоение терминов «звук», «слог», «буква», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

II период

Декабрь

Январь

Февраль

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1.Постановка и первоначальное закрепление звуков;

[б ], [б‘], [д], [д‘], [ш], [ж],

[г], [г‘], [т], [ц], [р], [р‘], [л], [ч], [щ] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий

2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство. космонавт и др.).

3.Формирвание связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

Деление слов на слоги, составление, слоговой схемы односложных слов, записывание слого-ударных схем. Звуковой и слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка.

Составление схемы слов из полосок и фишек.

Звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.

Качественная характеристика звуков.

Усвоение слогообразующей роли гласных звуков (в каждом слове один гласный звук).

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй - гласный, третий – мягкий согласный, четвертый – гласный звук и т.п.).

Определение различий и качественных характеристик звуков: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой.

Звуко-слоговой анализ слов (например: вагон, бумага, краска)   и более сложных, произношение которых не расходится с написанием.

Последовательное усвоение букв: С, З, П, Б, Т, Д, Р, Л. В, Ф.

Составление слов из букв разрезной азбуки, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа).

Преобразование слов

(суп – сук, дом – сом).

Усвоение буквенного состава слов «Таня, яма».

Письмо букв и слов.

Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа.

Преобразование слов за счет замены или добавления букв. (мышка – мушка – мишка), (стол – столик)

Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели.

(занимательная форма подачи материала в виде кроссвордов, ребусов и упражнений для чтения в усложненной ситуации).

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Правильное слоговое чтение слов и предложений.

III период

Март

Апрель

Май

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения звуков:

[ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.

Различение на слух:

[Ч] – [т ‘], [щ] – [с‘],

[Ц] – [ т‘], [с] – [щ],

[Ч] – [с ‘], [щ].

Дифференциация звуков:

[ч] - [т‘], [ч] -   [с‘], [ц] - [с], [ш] - [щ], [ш] -   [ч], [щ] - [с‘].

Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи.

(учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

Анализ слов сложного звукового и слогового состава.

Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием.

Подбор слов по схемам и моделям.

Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов

В летний период проводится закрепление навыков определения буквенного состав слов.

Последовательное усвоение букв: Ш, Ж, Ч, Щ, Ь, Ц, Ъ, Й..

Усвоение буквенного состава слов различной сложности.

Усвоение букв ь,ъ (различительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля – лья.

Умение выкладывать и писать слова с сочетанием «ЧА», «ЧУ»,«ЩА», «ЩУ»

Читать и писать слова с сочетанием «ЖИ», «ШИ».

Проведение в занимательной форме (загадки, ребусы, кроссворды) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слова.

Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.

Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному.

В летний период проводится дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения.

 Таблица № 3

Перспективный план работы кружка "АБВГДЕЙКА" (старшая группа МБДОУ)

Месяц, неделя

Тема

Фонематическое восприятие

Слоговой анализ

Звукобуквенный анализ и синтез

Обучение грамоте

Октябрь

1 неделя

Звук   -А -

Формировать умение слышать звук –А- в слогах и словах

Формировать умение делить слова на слоги

Учить определять место звука –А- в словах

Формирование графомоторных навыков

2 неделя

Звук А-

Звуковые ряды, игра «Запомни и повтори»

Учить определять ритмический рисунок слова

Формировать умение определять место звука в слове (начало-средина-конец)

Рисование дорожек и рисунков по клеткам

3ай неделя

Звук и буква – А -

Звуковые ряды, игра «Поймай звук»

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Формировать умение определять место звука в слове (начало-средина-конец)

Знакомство с буквой – А -

4 неделя

Звук и буква – А -

Звуковые ряды, игра «Поймай звук», понятие гласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Формировать умение определять место звука в слове (начало-средина-конец)

Конструирование буквы, печатание буквы

Ноябрь

2 неделя

Звук – У -

Формировать умение слышать звук –У- в слогах и словах

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –У- в словах

Конструирование буквы – А -, печатание буквы

3 неделя

Звук и буква – У -

Звуковые ряды, игра «Запомни и повтори»

Формировать умение делить слова на слоги (3-4-хсложные слова)

Формировать умение определять место звука в слове (начало, средина, конец)

Знакомство с буквой – У -

4 неделя

Звук и буква – У -

Звуковые ряды, игра «Запомни и повтори»

Формировать умение делить слова на слоги (3-4-хсложные слова)

Формировать умение определять место звука в слове (начало, средина, конец)

Конструирование буквы – У -, печатание буквы

5 неделя

Звук и буква – У -

Звуковые ряды, игра «Запомни и повтори»

Формировать умение делить слова на слоги (3-4-хсложные слова)

Формировать умение определять место звука в слове (начало, средина, конец)

Конструирование буквы – У -, печатание буквы

Декабрь

2 неделя

Звук – О -

Формировать умение слышать звук –О- в слогах и словах

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –О- в словах

Формирование графомоторных навыков

3 неделя

Звук и буква – О -

Звуковые ряды, игра «Запомни и повтори»

Формировать умение делить слова на слоги (3-4-хсложные слова)

Формировать умение определять место звука в слове (начало, средина, конец)

Конструирование буквы – О -, печатание буквы

4 неделя

Звук и буква – О -

Звуковые ряды, игра «Запомни и повтори»

Формировать умение делить слова на слоги (3-4-хсложные слова)

Формировать умение определять место звука в слове (начало, средина, конец)

Конструирование буквы – О -, печатание буквы

5 неделя

Звук – М -

Формировать умение слышать звук –М- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –М- в словах

Формирование графомоторных навыков ,чтение

песенок

Январь

1 – 2 неделя

каникулы

       

3 неделя

Звук – М -

Формировать умение слышать звук –М- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –М- в словах

Формирование графомоторных навыков

4 неделя

Звук и буква – М -

Звуковые ряды, игра «Запомни и повтори»

Формировать умение делить слова на слоги (3-4-хсложные слова)

Формировать умение определять место звука в слове (начало

средина, конец)

Конструирование буквы – М -, печатание буквы

5 неделя

Звук и буква – М -

Звуковые ряды, игра «Запомни и повтори»

Формировать умение делить слова на слоги (3-4-хсложные слова)

Формировать умение определять место звука в слове (начало

средина, конец)

Конструирование буквы – М -, печатание буквы

Февраль

2 неделя

Звук – Ы -

Формировать умение слышать звук –Ы- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –Ы- в словах, звуковой анализ звукосочетаний и слогов типа: АМ-МУ

Формирование графомоторных навыков, чтение обратных и прямых слогов

3 неделя

Звук – Ы -

Формировать умение слышать звук –Ы- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –Ы- в словах, звуковой анализ звукосочетаний и слогов типа: АМ-МУ

Формирование графомоторных навыков, чтение обратных и прямых слогов

4 неделя

Звук и буква – Ы -

Формировать умение слышать звук –Ы- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 4- 5-хсложные слова,

Произношение сложных слов

Учить определять место звука –Ы- в словах, звуковой анализ звукосочетаний и слогов типа: АМ-МУ

Печатание буквы – Ы –чтение обратных и прямых слогов

5 неделя

Звук и буква – Ы -

Формировать умение слышать звук –Ы- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 4- 5-хсложные слова,

Произношение сложных слов

Учить определять место звука –Ы- в словах, звуковой анализ звукосочетаний и слогов типа: АМ-МУ

Печатание буквы – Ы –чтение обратных и прямых слогов

Март

2 неделя

Звук – И -

Формировать умение слышать звук –И- в слогах и словах, понятие мягкий согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука–И- в словах, звуковой анализ звукосочетаний и слогов типа: АМ-МУ

Формирование графомоторных навыков, чтение обратных и прямых слогов

3 неделя

Звук и буква – И -

Формировать умение слышать звук –И- в слогах и словах, понятие мягкий согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука–И- в словах, звуковой анализ звукосочетаний и слогов типа: АМ-МУ

Формирование графомоторных навыков, чтение обратных и прямых слогов

4 неделя

Звук и буква – И -

Формировать умение слышать звук –И- в слогах и словах, понятие мягкий согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука–И- в словах, звуковой анализ звукосочетаний и слогов типа: АМ-МУ

Формирование графомоторных навыков, чтение обратных и прямых слогов

5 неделя

Звук и буква – И -

Формировать умение слышать звук –И- в слогах и словах, понятие мягкий согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука–И- в словах, звуковой анализ звукосочетаний и слогов типа: АМ-МУ

Формирование графомоторных навыков, чтение обратных и прямых слогов

Апрель

1 неделя

Звук – Н -

Формировать умение слышать звук –Н- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –Н- в словах, звуковой анализ сов типа: МАК – НОС - ЛУК

Формирование графомоторных навыков ,чтение слоговых песенок

2 неделя

Звук – Н -

Формировать умение слышать звук –Н- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –Н- в словах, звуковой анализ сов типа: МАК – НОС - ЛУК

Формирование графомоторных навыков ,чтение слоговых песенок

3 неделя

Звук и буква – Н -

Формировать умение слышать звук –Н- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова,

Построение слого-ударных схем

Учить определять место звука –Н- в словах, звуковой анализ сов типа: МАК – НОС - ЛУК

Формирование графомоторных навыков ,чтение слоговых песенок с

буквой – Н -

4 неделя

Звук и буква – Н -

Формировать умение слышать звук –Н- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова

Учить определять место звука –Н- в словах, звуковой анализ сов типа: МАК – НОС - ЛУК

Формирование графомоторных навыков ,чтение слоговых песенок с

буквой – Н -

5 неделя

Звук – К -

Формировать умение слышать звук –К- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова,

Построение слого-ударных схем

Учить определять место звука –К- в словах, звуковой анализ сов типа:

КОНИ - МАКИ

Формирование графомоторных навыков ,чтение слоговых песенок с

буквой – Н -

Май

2 неделя

Звук – К -

Формировать умение слышать звук –К- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова,

Построение слого-ударных схем

Учить определять место звука –К- в словах, звуковой анализ сов типа:

КОНИ - МАКИ

Формирование графомоторных навыков ,чтение слоговых песенок с

буквой – Н -

3 неделя

Звук и буква – К -

Формировать умение слышать звук –К- в слогах и словах, понятие согласный звук

Формировать умение делить слова на слоги 2- 3-хсложные слова,

Построение слого-ударных схем

Учить определять место звука –К- в словах, звуковой анализ сов типа:

КОНИ - МАКИ

Формирование графомоторных навыков ,чтение слоговых песенок с

буквой – К -

Таблица № 4

Календарный план непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на 2014 – 1015 год (кружок «АБВГДЕЙКА»)

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД   ОБУЧЕНИЯ

неделя

Сентябрь 2014 г.

Октябрь 2014 г.

Ноябрь 2014 г.

дата

тема занятия

дата

тема занятия

дата

тема занятия

1

02.09.14.

04.09.14.

диагностика

02.10.14.

№ 16 занятие-сказка «Теремок»

   

2

09.09.14.

11.09.14.

диагностика

07.10.14.

09.10.14.

№ 18 «гласные звуки»

№ 20 «гласные и согласные звуки»

04.11.14.

06.11.14.

№ 35 «звук и буква – О –

№ 36 «звуковая природа букв О – Ё»

3

16.09.14

18.09.14.

№ 1, 2 «слогоделение»

№ 3, 4 «слогоударение»

14.10.14.

16.10.14.

№ 25 «мягкие и твердые согл.»

№ 26 «мягкие и твердые согл.»

11.10.14.

13.11.14.

№ 40 «звук и бука У»

№ 41 «звуковая природа букв У – Ю»

4

23.09.14.

25.09.14.

№ 6, 7 «построение слогоударных схем»

№ 8, 9 «звуковой анализ 3-х звуковых слов»

21.10.14.

23.10.14.

№ 28 «построение звуковых схем»

№ 29 «мягкий согласный звук – Й -

18.11.14.

20.11.14.

№ 44 «звук и буква   И»

№ 45 «звук и буква Ы»

5

30.09.14.

№ 11, 12 «звуковой анализ 4-х звуковых слов»

28.10.14.

30.10.14.

№ 30 «звук и буква А «

№ 32 «буква Я »

25.11.14.

27.11.14.

№ 48 «звук и буква Э»

№ 49 «природа букв Э – Е»

ВТОРОЙ ПЕРИОД   ОБУЧЕНИЯ

 

Декабрь 2014 г.

Январь 2015 г.

Февраль 2015 г.

1

02.12.14.

04.12.14.

№ 53 «звук и буква М»

№ 54 «две работы буквы М»

 

каникулы

   

2

09.12.14.

11.12.14.

№ 56 «звук и буква Н»

№ 57 «две работы буквы Н»

06.01.15

08.01.15.

каникулы

03.02.15.

05.02.15.

№ 78 «звук и буква З»

№ 81«двеработы буквы З»

3

16.12.14.

18.12.14.

№ 59 «звук и буква Р»

№ 60 «две работы буквы Р»

13.01.15.

16.01.15.

№ 70 «две работы буквы Г» №71 «звук и буква К»

10.02.15.

12.02.15.

Занятие-сказка «О Ролане»

№ 86 «две работы буквы Т»

4

23.12.14.

25.12.14.

№ 64 «звук и буква Л»

№ 65 две работы буквы Л»

20.01.15.

22.01.15.

№ 72 «две работы буквы К»

№ 73 «буквы К – Г»

17.02.15.

19.02.15.

№ 88 «звук и буква Д»

№ 89 «две работы буквы Д»

5

30.12.14.

№ 67 «звук и буква Г»

27.01.15.

29.01.15.

№ 74 «звук и буква С»

№ 76 «две работы С»

24.02.15.

26.02.15.

№ 90 «звук и буква П»

№ 91 «две работы буквы П»

ТРЕТИЙ ПЕРИОД   ОБУЧЕНИЯ

неделя

Март   2015 г.

Апрель 2015 г.

Май 2015 г.

1

   

02.04.15.

№ 102 «звук и буква Ш»

   

2

03.03.15.

05.03.15.

№ 92 «звук и буква Б»

№ 93 «две работы буквы Б»

07.04.15.

09.04.15.

№ 103 «звук и буква Ш»

№ 105 «звук и буква Ж»

05.05.15.

07.05.15.

№ 114 « звук и буква Х»

№ 115 « буква Ь»

3

10.03.15.

12.03.15.

№ 95 «звук и буква В»

№ 96 «две работы буквы В»

14.04.15.

16.04.15.

№ 106 «правописание букв Ш – Ж»

№ 107 « звук и буква Ч»

12.05.15.

14.05.15.

№ 118 « букваЙ»

№ 119 « букваЪ»

4

17.03.15.

19.03.15.

№ 97 «звук и буква Ф»

№ 98 «две работы буквы Ф»

21.04.15.

24.04.15.

№ 108 « звук и буква Щ»

№ 110 «правописание букв     Ч – Щ»

19.05.15.

21.05.15.

№ 120 занятие-сказка «Сказка про Веснянку»

Речевой праздник для родителей «Спасибо тебе АЗБУКА!»

5

24.03.15

26.03.15.

№ 99 занятие «сказка про клоуна»

№ 100 «буквы     В – Ф»

28.04.15

30.04.15..

№ 111 « звук Ц»

№112 « звук и буква Ц»

 

Диагностика.

   ПМПК

Таблица 5

Модель программного содержания коррекционной и учебно-воспитательной работы с детьми подготовительной группы (примерный план на одну неделю)
2 год обучения Сентябрь, 3 неделя

Разделы работы

1 занятие

2 занятие

Звукопроизношение

Традиционная артикуляционная гимнастика + «силач»,   (упражнение со

спринцовкой)

Общая артикуляционная гимнастика + «маляр», «горка», «мотор»

Формирование речевого (фонационного) дыхания

формирование длительного непрерывного ротового

выдоха. «Подуем

на султанчики»

Упражнение «загоним ватный мячик в ворота»

Развитие слухового внимания,

фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

Игры: «назови в слове гласные звуки», «назови в слове первый звук», «выложи звуковую схему слова МАК» (фишки)

Игры: «назови в слове первый и второй звук»,

«выложи звуковую схему слова ВАТА» (фишки)

Работа над слоговой структурой слова

«подели слово МАКИ на слоги», игра «длинные и короткие слова»

«подели слово ВАТА на слоги», игра «длинные и короткие слова»

Развитие грамматического строя речи

Какие слова родственники выделенному? Боровик - забор, бор, боровой, боровичок, выбор, бордовый, боровиков.

Игра «большой - маленький» тема «Грибы» (мухомор – мухоморчик, гриб - грибок... и т.п.)

Обучение связной речи

Составление загадок про грибы описательного характера

Игра «составь предложение по заданному слову» (сыроежка)

Развитие графомоторных навыков

Работа в тетрадях «Рисуем по клеточкам» страница 1

Работа в тетрадях «Рисуем по клеточкам» страница 1

Обучение грамоте

Звук и буква А. работа в тетради «Изучаем грамоту», страница 1

Звук и буква А. работа в тетради «Изучаем грамоту», страница 1

Формирование познавательных способностей

Игры: «чья тень?» (грибы), «забывчивый художник»

Игра «Что хотел нарисовать художник?»

Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:
1.   Н.И.Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников» ТЦ «Сфера» 2010.
2.   О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» подготовительная группа детского сада. СПб. Издательский дом Литера 2011.
3.   Е.А Пожиленко « Волшебный мир звуков и слов» СПб. КАРО 2008.
4.   Е.А.Пожиленко «Методические рекомендации по постановке у детей звуков» СПб. КАРО 2006.
5.   И.С.Лопухина «Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи» М. Аквариум. 1995.
6.   В,В.Волина «Занимательное азбуковедение» М.Просвещение.1991. 368 с.
7.   Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. Просвещение. 2009.

Материально технические средства:
• Магнитная доска и комплект материала к ней;
• Наборное полотно;
• Компьютер;
• Принтер, сканер;
• Пальчиковые тренажеры;
• Модули для развития физиологического дыхания;
• Комплект зондов для постановки звуков;
• Дыхательные тренажеры, для развития направленной воздушной струи;
• Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики рук;
• Массажные мячики.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны приобрести навыки:
Подготовительная группа
• правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук» - на практическом уровне;
• называть последовательность слов в предложении;
• называть последовательность звуков и слогов в слове;
• производить элементарный звуковой и слоговой анализ и синтез;
• определять количество слогов в слове, записывать слогоударные схемы слов, определять ударный слог;
• читать и правильно понимать, прочитанное, в предела программы;
• выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех правил правописания;
• читать слова и предложения в усложненной ситуации;
• разгадывать ребусы, шарады, кроссворды.

Старшая группа
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении;
• называть последовательность слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком;
• определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук» на практическом уровне;
• определять количество слогов в слове, записывать слогоударные схемы слов, определять ударный слог;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
• читать слоги и слова, понимать их значение в пределах изученной программы.

 

 

 


Работает на Joomla!. Designed by: Free Joomla 1.5 Template, cheap domain names. Valid XHTML and CSS.