Шпаргалка для родителей по обучению ребенка чтению и развитию фонематического слуха
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- наша речь состоит из предложений;
- предложение – это законченная мысль;
- предложения состоят из слов;
- слова состоят из звуков;
- звук – это то, что мы слышим и произносим;
- буква – то, что мы пишем и читаем;
- звук на письме обозначается буквой;
- звуки бывают неречевые и речевые;
- речевые звуки бывают гласными и согласными;
- гласные звуки – звуки, которые можно пропеть голосом (выше - ниже), при этом воздух,
- выходящий изо рта, не встречает преграды;
В русском языке шесть гласных звуков (А-О-У-Ы-Э-И).
В схемах гласные звуки обозначаются красным цветом –
Гласных букв – 10 (А – Я, О – Ё, У – Ю, Ы – И, Э – Е).
Согласные звуки – звуки, которые нельзя пропеть, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:
- глухие согласные звуки – голосовые связки не работают, (горлышко не дрожит),
- звонкие согласные - голосовые связки работают (горлышко дрожит);
Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух.
Твердые согласные обозначаются в схемах синим цветом
Мягкие согласные обозначаются в схемах зеленым цветом
Желаю удачи!
Ваш логопед, Наталья Ильинична.
|