forex trading logo

Авторизация



Лента новостей

URL ленты не указан.
Развитие речи детей в семье
Развитие речи детей в семье

Е.С. Евдокимова, учитель-логопед

Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребёнку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что остаётся с ним на всю жизнь. Известно, что самые первые впечатления об окружающей жизни ребёнок получает в семье, поэтому они самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть развитие ребёнка.

Вашему вниманию, уважаемые родители, предложены разнообразные игры и упражнения по развитию и совершенствованию двигательной, познавательной деятельности ребенка и всех высших психических функций, включая речь. Поэтому крайне важно соотнести их с тем, что уже умеет делать ваш малыш, закрепить имеющиеся у него навыки и научить новым в соответствии с его возрастом.

 Упражнения для развития общей моторики

Обратите внимание на упражнения по ползанию. Они адресуются детям, которые не ползали (или мало ползали) в течение первого года жизни. Ползание очень важный этап в развитии двигательной сферы ребенка. Оно дает толчок к взаимосвязи в работе правого и левого полушарий головного мозга, а значит, и к развитию психики в целом.

12-18 месяцев

Безымянный1
  • Ходьба по инструкции: «Иди к дивану», «Обойди вокруг стола».
  • Перешагивание через предмет.
  • Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой (высота ступеньки 15-20 см).
  • Бег.
  • «Брёвнышко»: лёжа с вытянутыми вверх руками, ноги прямые; перекатываться по ковру (упражнение выполняется с помощью взрослого).
  • Подлезание под предмет (стол, стул и т.д.).
  • Ходьба по полоске (ширина 30 см) вначале с помощью взрослого, затем самосто­ятельно.
  • Игры с мячом: катание по полу, закатывание в «ворота», бросание произвольно двумя руками.
  • Ползание: произвольное; отталкиваясь только руками, на животе и спине; оттал­киваясь только ногами, на животе и спине (с помощью взрослого).

18-24 месяца

  • «Бревнышко» (выполняется самостоятельно).
  • Ритмическая ходьба (под отхлопывание, дробь барабана, музыку).
  • Ходьба по лестнице без опоры.
  • Ходьба по доске (30 см), перешагивая через ленточки, выложенные на доске.
  • Ходьба по наклонной доске с помощью взрослого.
  • Прыжки на двух ногах через препятствие с опорой.
  • Перелезание через предмет высотой 15-20 см.
  • Игры с мячом: бросать и ловить, перебрасывать через препятствие, сбивать иг­рушки, кегли.
  • Самостоятельное ползание: произвольное; отталкиваясь только руками, на животе и спине; отталкиваясь только ногами, на животе и спине; по прямому, затем зигзагообразному коридорчику, ограниченному ленточками.

Упражнения необходимо выполнять ежедневно, но необязательно как комплекс, в течение дня можно предлагать ребенку для выполнения, то, или иное упражнение. Дополнительно один раз в день приводится массаж стоп: их надо поглаживать, разминать, растирать от кончиков пальцев по направлению к пятке. Полезно также хождение босиком по гальке, фасоли, жесткому, колючему коврику.

Упражнения для развития тонкой моторики

Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артику­ляционной моторики, а, следовательно, в целом речи. При выполнении следующих рекомендаций необходимо помнить: все задания выполняются поочередно обеими руками.

12-18 месяцев

Безымянный22В этот и более ранние периоды для развития тонкой моторики лучше всего ис­пользовать потешки, в которых движения рук сопровождаются речью: «Ладушки», «Сорока - белобока». «Коза рогатая» и др. Например, «Пальчики ложатся спать» (ладошка ребенка лежит на ладони мамы, пальчики распрямлены).

Этот пальчик хочет спать (нагибаем большой палец ребенка),

Этот пальчик лег в кровать (загибаем указательный палец),

Этот пальчик чуть вздремнул (загибаем средний палец),

Этот пальчик уж уснул (загибаем безымянный палец),

Этот крепко, крепко спит (загибаем мизинец ребенка).

Тише, тише, не шумите! (Потряхиваем кулачкам ребенка, как бы убаюкивая паль­цы.)

Солнце красное взойдет, утро красное придет (другой рукой ребенка с растопы­ренными пальцами делаем движение вверх),

Будут птички щебетать, будут пальчики вставать: «Вставай, пальчик!». (Разгибаем по одному пальцу ребенка, начиная с мизинца.)

Также можно использовать игры:

  • Катать мяч по наклонной плоскости ладонью (диаметр мяча 30 см).
  • Ударять по воздушному шарику кулачком, ладошкой, одним пальчиком.
  • Сжимать резиновые игрушки.
  • «Мячиковый бассейн»: в большую прямоугольную коробку с высокими бортиками поместить несколько хорошо знакомых ребенку предметов, засыпать их фасолью (горохом, гречневой крупой). Предложить ребенку поместить руки в бассейн и найти предметы (по мере развития речи - опознать предметы на ощупь и назвать).

18-24 месяца

В этот период для развития тонкой моторики уже можно использовать не только потешки и игры (к указанным рекомендуем добавить перебирание пуговиц, нани­занных па нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровку, работу с пласти­лином, тестом и т.д.), но и специальные упражнения, которые выполняются сначала одной, потом другой рукой, а затем двумя руками вместе, Ребенку вначале надо объ­яснить и показать, как делать упражнение, затем помочь выполнить задание. Хорошо дополнять упражнения звуковым оформлением. Неважно, насколько правильно ребенок повторяет звуки, важно его желание это делать. Артикулируйте звуки четко, показывая правильный образец малышу, тогда, со временем, он начнет произносить звуки, близкие к проговариваемым вами.

  • «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянуть, остальные плотно прижать к ладони. Аналогично упражнение проводится другими пальцами.
  • «Зайчик». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные плотно прижать к ладони.
  • «Коза». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуть и на­править вперед от себя, остальные пальцы плотно прижать к ладони.
  • «Козлик». Локти опираются на стол, большой палец и мизинец вытянуть и на­править вперед от себя, остальные пальцы плотно прижать к ладони.
  • «Бочонок». Пальцы, кроме большого, плотно прижать друг к другу (кулачок), поставить на стол, большой палец опустить на кулачок, как крышку.
  • «Кольцо». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы соединить и кольцо, остальные выпрямить.
  • «Курочка». Локти опираются па стол, все пальцы вытянуты вперед и собраны в «клювик».
  • «Гусь». Локти опираются на стол, большой, указательный и средний пальцы выпрямлены и вытянуты вперед, остальные прижаты к ладони.

После тот как ребенок освоит эти упражнения и сможет выполнять их по инст­рукции без пашен помощи, можно приступать к следующей серии упражнений.

«Веселые маляры». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями вверх-вниз.

  • «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями вверх-вниз.
  • «Курочка пьёт водичку». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собра­ны в «клювик», производятся движения кистями вверх-вниз.
  • «Гусь». Локти упираются на стол, большой, указательный и средний пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони, производятся движения кистями вверх-вниз.
  • «Погладим котенка». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями влево - вправо.
  • «Коза бодатая». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытя­нуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями влево - вправо.
  • «Хорошо - плохо». Локти опираются на стол, все пальцы плотно прижаты к ладо­ни, кроме большого, он оттопырен и направлен вверх - «хорошо», затем вниз - «плохо».
  • «Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по кругу (то же с другими пальцами).

После того как ваш малыш освоил и эту серию упражнений, переходим к заключи­тельной - третьей серии.

  • «Цветок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.
  • «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца,
  • «Здравствуй, пальчик!»-. Локти опираются о стол, нее пальцы поочередно прика­саются к большому подушечками - здороваются.
  • «Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.
  • «Бинокль». Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного, поочередно приставляются к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».

Мимические и глазодвигательные упражнения

Развитие артикуляционной и мимической мускулатуры также тесно взаимосвязано. Мимические упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог сравнить, как их выполняет он, а как мама. Вначале можно Безымянный33помогать малышу руками. Если его мимика невыразительна и ему тяжело выполнять упражнения, необходимо провести курс массажа лица (не менее 10 раз). Движения производятся снизу вверх, от центра к краям (косметические массажные линии) и выполняются в следующем порядке: поглаживание, разминание, пощипывание, похлопывание. Все движения должны быть легкими, негрубыми, приятными для ребенка: закрыть оба глаза, нахмурить брови, поднять брови кверху (удивиться), надуть щеки, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой, следить глазами за яркой игрушкой, движущейся влево - вправо, вверх - вниз (голова должна оставаться неподвижной).

Дыхательные упражнения

Важно, чтобы речь формировалась у ребенка на основе правильного дыхания. Это придаст звучанию плавность и позволит предупредить такое сложное для коррекции нарушение, как заикание. По развитию и совершенствованию речевого дыхания можно использовать следующие игры:

«Ветер и ветерок»

Покажите ребенку, как дует сильный ветер — длительно и громко пропевайте звук «У» Затем продемонстрируйте, как веет легкий ветерок — длительно и тихо пропевайте звук «У». Предложите ребенку изобразить вместе с вами ветреную погоду. Для этого встаньте с малышом напротив друг друга и, изображая деревья, поднимите вверх руки-ветви.

Скажите: «Ветер дует, задувает — листья с дерева срывает», и начните сильно раскачивать руками-ветвями. Одновременно громко и длительно произносите звук «У». Потом со словами: «Подул легкий ветерок» лишь слегка покачайте руками, тихо напевая звук «У».

Меняйте команды несколько раз подряд.

Игра учит ребенка вытягивать губы трубочкой, способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

«Далеко и близко»

Объясните ребенку, что когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится издалека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем произносите звук «Э» (так подает голос медведь) то тихим, то громким голосом. Задача ребенка отгадать далеко или близко находится медведь.

Затем поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть теперь он загадает вам звуковую загадку. В следующий раз замените звук «Э» на «И» (так пищит мышка).

Игра активизирует мышцы губ, развивает силу голоса и речевое дыхание, улучшает слуховое внимание ребенка.

«Вьюга»

Изобразите с помощью голоса, как зимой завывает вьюга. Для этого длительно произносите звук «У», то усиливая звучание, то делая его тише. Скажите: «Вьюга начинается» и, дирижируя рукой, показывайте, как усиливается вьюга (плавно поднимайте руку вверх), а потом затихает (плавно опускайте руку вниз). Завершите игру словами: «Вьюга кончилась».

Предложите ребенку вместе с вами спеть песню вьюги, меняя силу голоса. Затем поручите малышу спеть песню вьюги самостоятельно под ваше дирижирование. Желательно, чтобы ребенок менял силу голоса за один выдох два-три раза.

Игра активизирует мышцы губ, развивает силу голоса и речевое дыхание.

«Поющие пальчики»

Покажите ребенку, как можно соединять поочередно, начиная с указательного, все пальцы с большим и при этом петь гласные звуки. Петь их следует на одном выдохе.

Пальцы

Большой + указательный

Большой + средний

Большой + безымянный

Большой + мизинец

Звуки

«А»

«О»

«У»

«И»

Выполните упражнение сначала правой, а потом левой рукой.

 Игра активизирует мышцы губ, учит ребенка переключаться с одного положения губ на другое, развивает голос и речевое дыхание.

 Попросите ребенка повторить эту звуковую игру. Обратите внимание малыша на то, что перед началом пения надо глубоко вдохнуть. Чтобы вызвать больший интерес к игре, можно предложить ребенку сначала потянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течение одной секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук «А», в течение трех-шести секунд). В следующий раз предложите малышу пропеть гласные звуки «У», «О», «И», «Э». Игра способствует воспитанию правильного речевого дыхания, активизирует мышцы губ.

 «Звуковая ниточка»

 Покажите ребенку, как соединить пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (так держат за концы короткую ниточку). Затем постепенно разводите руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (то есть тянуть длинную звуковую нить).

 


Работает на Joomla!. Designed by: Free Joomla 1.5 Template, cheap domain names. Valid XHTML and CSS.